четверг, апреля 03, 2014

Для нас, родителей

Для нас, родителей
Как правильно хвалить ребенка  (советы психологов).
Каждый человек, будь-то ребенок или взрослый, нуждается в поощрении. В школьном возрасте и в студенческие годы наш труд отмечают положительными оценками и высокими балами. Затем мы выходим на работу, где нам платят зарплату, а за успехи начисляют премии, повышают в должности, дают дополнительный выходной.
Но, не смотря на это, у нас все равно есть потребность слышать одобрительные слова от преподавателя, начальника, члена семьи, друга.
Похвала как-то особенно придает нам сил для новых дел. Доброе слово творит чудеса.

Ребенку дошкольного возраста оценок не ставят и зарплату не платят. Для него похвала родителей — основной способ понять, что он сделал что-то хорошо. Каждый любящий родитель знает – хвалить и поддерживать ребенка необходимо, малыш должен чувствовать себя любимым, значимым, уверенным в себе, успешным. Но далеко не каждый знает, как правильно хвалить ребенка. Как не переусердствовать и в то же время не поскупиться.
В воспитании ребенка очень важно не только указывать малышу на его плохое поведение и наказывать, а еще и поощрять и хвалить. Но делать это нужно правильно и в меру.
Как правильно хвалить ребенка:
1.Хвалите ребенка за конкретные действия. Старайтесь хвалить так, чтобы он понимал, что именно сделал хорошо и почему вообще это хорошо. Например, если хвалите за то, что он нарисовал красивый рисунок, обратите внимание на детали: «Такое солнышко красивое у тебя получилось! И вон та птичка, как настоящая». Избегайте фраз вроде: «Ты такой молодец! Настоящий художник!». Даже обращенная к маленькому ребенку похвала, должна быть адекватна ситуации. Важно хвалить действие, а не личность. Можно также указать на то, какую трудную задачу выполнил малыш, например: «Это очень непросто — нарисовать птичку»

2.Подкрепляйте похвалу невербальными компонентами: улыбкой, объятием, поцелуем. Малыш должен чувствовать, что вы искренне обрадованы его действием, а не похвалили его, только чтобы «отвязаться». К тому же психологи рекомендуют обнимать и целовать ребенка не менее четырех раз в день.

3.Не сравнивайте ребенка с другими! Вы наверняка уже слышали, насколько нежелательно сравнивать свое дитя с другими детьми, когда указываете на его ошибки. С похвалой дела обстоят так же. Когда хвалите ребенка, не надо указывать, что он сделал что-то лучше Васи, Пети, Маши. Не воспитывайте в нем чувство превосходства.

4.Не нужно хвалить за каждую мелочь, иначе смысл похвалы теряется. И этим вы рискуете, что через некоторое время ребенок будет ожидать поощрения, чуть ли не за каждое свое действие. А в случае, если не дождется, будет в недоумении и растерянности.

5.Старайтесь различать в похвале, что ребенку удается с легкостью, а что с трудомСильно не акцентируйте внимание на природных данных (силе, гибкости и т.п.) Напротив, обращайте внимание на достижения ребенка, которые даются ему не без усилий. Хвалите его, если он старается и не сдается.

6.Не надо обещать ребенку, что из него вырастит великий художник, танцор, певец, спортсмен. Подумайте, как в будущем он будет переживать, если ваши грандиозные ожидания не оправдаются. Но это не значит, что нужно говорить ему: «Тебе не добиться успехов в этом. У тебя нет способностей!».

7.Если вы уже похвалили ребенка за какое-то достижение, не следует через некоторое время пояснять ему, что на самом деле его успех был не так и велик.

Невероятно важна для ребенка радость родителей. Желание детей сделать хоть что-то хорошее для своих родителей велико. Когда ребенок видит, что у него что-то получается и его за это хвалят, от этого улыбаются или смеются, он старается повторить это действие снова и снова, чтобы вызвать положительную реакцию вновь и пережить собственную радость от этого самому.


*Уделяйте ребенку больше внимания

  Когда ребенок мешает родителям, дабы привлечь их внимание, причем неважно похвала это будет или ругань, значит, совершенно точно ему не хватает Вашего внимания.
  
Вы делаете замечания ребенку, упрекаете его, что он отрывает Вас от важных дел. Конечно, не на такое внимание ребенок рассчитывает, но для него и это результат. Хоть на какое-то время мама на него посмотрела, хоть что-то сказала, как-то обратила свое внимание. Даже если с ним грубо поговорили, он и этому рад.

Часто мы не даем ребенку требуемого внимания, проще нагрубить, сделать замечание, нежели уделить время своему малышу, оторвавшись от неотложных дел. Некоторые родители намеренно не дают своему ребенку много ласк, внимания, похвалы дабы не разбаловать его. Замечаем лишь его проступки, за которые торопимся отругать, а хорошее поведение, благие дела мы считаем нечто обыденным. Часто мы ругаем ребенка в садике, школе, но мы забываем, что такие действия унижают его и вызывают агрессию, рождают комплексы и много негатива. Но родители часто должны задумываться, ведь если все время ругать ребенка и считать хорошие дела обыденными вещами, то вряд ли это послужит мотивацией для хорошего поведения в дальнейшем.

Поэтому главный принцип воспитания состоит в том, чтобы основное свое внимание к ребенку Вы тратили в те моменты, когда он хорошо себя ведет, а не наоборот. Больше внимание уделяйте малышу, когда он хорошо себя ведет, спокоен, не раздражителен, а не тогда, когда он пытается привлечь Ваше внимание плохим поведением или капризами.


*Не поддавайтесь на провокации

Если ребенок хулиганит, капризничает, всячески пытается Вас вывести на эмоции, то сводите их к минимуму, так же, как и замечания в этот момент. Следует понимать, что детям нравится наблюдать за проявлением бурных чувств и эмоций взрослого, и они этого добиваются. Не дайте управлять Вами. Не реагируйте на плохое поведение ребенка, не кричите, не ругайтесь, не наказывайте его, не хлопайте дверью. Самый лучший выход унять ребенка – это игнорировать его в эти моменты, подождать, когда его капризы закончатся. Возможно, Вам придется напастись терпения и ждать полчаса-час, а, быть может, и через пять минут ребенку надоест привлекать таким способом на себя внимание. Займитесь своими делами. Но не забудьте, как только ребенок успокоится и начнет себя вести хорошо, следует похвалить его и сказать о том, как Вы рады, когда он себя хорошо и послушно ведет. И ни в коем случае не забывайте, что игнорировать нужно не малыша, а только его плохое поведение.

Если все-таки ребенок повел себя так, что на его поведение или поступок нельзя закрыть глаза, то наказывайте его без лишних эмоций. Например, молча, отведите ребенка в свою комнату, дав понять, что он наказан. Так же молча, уйдите заниматься своими делами. Максимум, что Вы можете сделать – это призвать малыша к совести, скажите ему, что Вам очень неприятно и горько от его поведения. В этом случае, ребенок задумается над своим поведением. Но если Вы будете ругаться, кричать на него, то он с удовольствием повторит свой поступок на бис, лишь бы добиться той же реакции и позлить Вас.


*Хвалите за поступки

Если Вы хотите, чтобы хорошие поступки и прилежное поведение были нормой у ребенка, Вам необходимо постоянно его хвалить, когда он прилежно себя ведет. Только это придаст малышу стимул радовать Вас и дальше. Поощрите его, дайте понять своим поведением, словами, действиями, что он на верном пути. Следует хвалить ребенка, когда он проявляет доброту к окружающим, старается помочь своим близким, это необходимо для его нормального развития.

Хвалить ребенка можно по-разному. Можно похвалить словесно: ”Мне очень понравилось, что ты сделал. Спасибо”, ”Спасибо, что помог мне, я без тебя бы не справилась”. Не следует хвалить самого ребенка, хвалите именно его поступки и действия. Потому что излишняя похвала его самого, например: ”Какой ты у меня красивый”, ”Ты самый лучший ребенок”, ”Ты самый умный”, могут развить в ребенке излишнюю самоуверенность, и в жизни он будет страдать от этого.

И последнее….. «Если вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» - советует психиатр и психотерапевт В. Леви, в своей книге «Нестандартный ребенок».

Комментариев нет :

Отправить комментарий